Применение искусственного интеллекта в онлайн-ритейле

Применение искусственного интеллекта в онлайн-ритейле

Активное включение технологий нейросетевого программирования (искусственного интеллекта) в процесс электронной торговли называют одним из ведущих трендов на ближайшие годы. Многие участники рынка даже ставят его на первое место среди влияния на бизнес-процессы. Большинство ритейлеров внедряют в процессы продаж ИИ для формирования персонализации продаж и оптимизации системы логистики и сбыта. Массовое использование в онлайн-торговле ИИ прогнозируется уже через три года или раньше.

В последние годы актуальность внедрения искусственного интеллекта в онлайн-ритейле была в центре внимания различных исследовательских центров, и в целом, аналитики считают, что Россия имеет высокий потенциал в этой сфере.

Наиболее популярные инструменты ИИ в российском бизнесе в процентах использования на рынке:

  • виртуальный помощник — 38% компаний;
  • прогностическая аналитика — 35%;
  • протоколы машинного обучения — 35%;
  • анализ изображений — 30%;
  • обработка языковых запросов — 25%.

Перспективы развития технологий ИИ прогнозируются в сторону развития этих основных направлений, к которым добавится распознавание лиц.

Основным преимуществом использования ИИ российский бизнес называет оптимизацию бизнес-процессов, это отметили более половины участников опроса  (58%). Ожидание повышения производительности труда отмечают 41% ритейлеров, а 33% рассчитывают на улучшение качества предлагаемых услуг и предложения товаров. Более трети ритейлеров ожидают от ИИ более качественной обратной связи от клиентов.

Что же дает искусственный интеллект современному ритейлу?

Угадай желание

Это, в первую очередь, прогнозирование, а точнее предугадывание желаний клиента. Выстраивать персональные рекомендации конкретному покупателю на основании его активности на площадке искусственному интеллекту помогает аналитика больших объемов данных, которая недоступна человеку. Тренд на ближайшие несколько лет — персональные предложения в программах лояльности, сформированные путем машинного обучения и ИИ.

Например, одна из крупнейших онлайн-площадок Озон использует алгоритмы ИИ для формирования выдачи более персонализированных результатов поиска, а также индивидуальных предложений и сортировки товаров в каталоге. Также используется машинное обучение в прогнозировании продаж для каждой из позиций в каталоге, а это – работа с миллионами наименований, формирование графика закупок для оптимального использования фулфилмент-центра и персонала, что обеспечивает баланс доступности товаров и избегание перезакупа.

Стань другом

Основные механизмы ИИ, которые внедряются в онлайн-ритейл сейчас – это голосовые помощники и чат-боты. Они стали необходимым атрибутом коммуникации между продавцом и покупателем. Нейронные сети способны обучаться на предыдущем опыте запросов, подстраиваться под стиль разговора и безусловно намного быстрее и точнее реагирует на запрос. Одна из российских логистических компаний внедрила нейронную сеть в виде чат-бота и голосового помощника для письменных коммуникаций с клиентами и обработки звонков. И практически сразу пошла обратная связь от довольных клиентов за максимально быструю и точную реакцию.

Популярность сделает свое дело, уже через пару лет прогнозируется увеличение доли так называемых «голосовых» покупок на 2000% и достигнет 40 млрд долларов США.

Будь в курсе

Современный покупатель принадлежит поколению цифровизации. 40% покупателей ожидают, что в магазине, который они уже посещали, знают историю предыдущих покупок. На основе этого клиент ожидает предложений актуальных вариантов дополнительных и сопутствующих товаров.

Внедрение интеграционной платформы, использующей технологии искусственного интеллекта и обучения, объединяет аналитическую работу по ключевым направлениям и повышает безопасность ведения бизнеса, отслеживая транзакции, а также способна выявлять угрозы мошенничества и кибератаки.

Только третья часть российских компаний пользуется в бизнес-процессах алгоритмами машинного обучения. Причин осторожного отношения к новым технологиям несколько. Невозможность постичь скорость и сложность технологий и отсутствие опыта отпугивают ритейлеров. Часто это связано с отсутствием достаточных данных для аналитики, для успешного внедрения системы ИИ необходима информация хотя бы 2-летнего периода. В данном случае показателен пример китайского онлайн-бизнеса, который считается пионером в этой области.

Российский бизнес следит за развитием таких онлайн-гигантов как Aliexpress, JD.com, Taobao, но не спешат перенимать их опыт. А те, в свою очередь, не стесняются завоевывать все большие регионы рынка.

Алгоритмы очень точно рекомендуют покупателю, что еще он может приобрести. Не просто аналогичные товары, а комплементы, то есть дополнения. Например, ИИ сам собирает комплект одежды, если покупатель просматривает юбки, то ИИ предлагает из того, что есть в наличии, топ или другой элемент верха для законченного образа, аксессуары и обувь. 

Также показателен пример E-bay, который увеличил продажи более чем на 20% за счет внедрения алгоритмов машинного перевода на испанский, русский, французский и итальянский языки не только наименований товаров, но и детальных описаний.

В настоящее время ИИ применяется в основном в маркетинге для аналитики поведения покупателей, создания рекомендаций и прогностических моделей, а также настроек рекламы. В будущем прогнозы покупательского поведения помогут ритейлу максимально точно угадывать желания клиентов, даже импульсивные покупки. ИИ позволит развить процесс предложения товаров от таргетированной рекламы до производства кастомизированных товаров, постепенно удаляясь от видения клиента как части социальной группы как целевой аудитории. Впоследствии и поведение покупателей изменится.

Использование роботизированных помощников и их рекомендаций станет неотъемлемой частью шопинга. В будущем лидеры онлайн-ритейла внедрят мобильные приложения на базе цифровых помощников типа Siri для максимального упрощения процессов покупки.

Больше интересных статей и новостей в нашем блоге Newsb2b

Способы доставки Стоимость доставки Дата доставки